Используя этот сайт, вы даете согласие на обработку cookies и ваших персональных данных.
Я согласен
Бесплатный звонок: 8 800 2000 567
en
Бесплатный звонок: 8 800 2000 567

В Государственном Эрмитаже отреставрирована коллекция Сокровищ Великих Моголов

В Государственном Эрмитаже завершена масштабная работа по реставрации ювелирных изделий Индии эпохи расцвета правления династии Великих Моголов конца XVI — начала ХVIII вв.

Уникальная коллекция насчитывает более 20 экспонатов: это кувшины, ароматники, эгреты, перстень для натягивания тетивы лука, браслеты и золотой столик. В 2017-2019 гг. сотрудники Лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа при помощи микроскопов ZEISS отреставрировали всю коллекцию.

Все предметы сделаны из золота и покрыты драгоценными камнями или разноцветной эмалью. Большая часть экспонатов была привезена иранским посольством в Санкт-Петербург в 1741 году, а во второй половине XVIII века была вписана в инвентарь драгоценностей Екатерины II. Их индийское происхождение было тогда забыто и до середины ХХ века они считались иранскими. На сегодняшний день такого эталонного собрания сосудов разных форм и подносов нет ни в одном музее мира.
malkiel
О работе по реставрации предметов коллекции рассказывает Игорь Малкиель, заведующий Лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа.

Расскажите, пожалуйста, о коллекции Сокровищ Великих Моголов — чем она интересна?

Уникальность коллекции, хранящейся в Эрмитаже, в ее эталонности. Она имеет замечательный провенанс — мы точно можем установить происхождение экспоната. Благодаря научным сотрудникам Отдела Востока, которые изучали архивные документы, мы знаем, когда она была создана и доставлена в Санкт-Петербург и что с тех пор она дворец не покидала. На данный момент мы не только имеем изученную эталонную коллекцию, но и обладаем самой полной информацией по технике кундан и технологии изготовления этих экспонатов.

mogoly_05.jpg

Реставрация экспонатов, выполненных по этой технике, сложна тем, что требует соблюдения строго определенных условий. Конечно, ее нельзя было проводить без масштабной исследовательской работы, в том числе, использования световой микроскопии, электронной микроскопии и спектроскопии. Например, исследовательский световой микроскоп ZEISS Axio Zoom у нас на протяжении этого времени практически не выключался. Мы исследовали и снимали все мельчайшие детали экспонатов: мастику, золотую фольгу, драгоценные камни и включения в них.

Индийская техника Кундан уникальна: она позволяет избежать трудностей при пайке. На золотую основу или каркас накладывается горячая мастика из шеллака с органикой, в которую вдавливается золотая фольга, и так слой за слоем моделируется объем украшения. Штихелем прорезают гнезда для драгоценных камней. Для прочного соединения камней в швы гнезда забивается тончайшая золотая фольга. Изобретение техники «кундан» в XVI-XVII вв. упростило изготовление ювелирных украшений без многочисленных паек золотыми припоями. Шеллачную мастику для крепления камней и стекол применяли в различных странах уже в первом тысячелетии до н.э., но индийские ювелиры пошли дальше: они использовали не только мастику, но добавили золотую фольгу. Толщина каждого слоя примерно 50-100 микрон, в этих предметах мы увидели до 10 таких слоев.

Экспонаты нельзя нагревать, потому что при температуре выше 60 градусов шеллачная мастика начинает размягчаться, и камни могут выпадать. Нельзя мыть водой или спиртом, потому что шеллак в них растворяется. Если влажность высокая, он, естественно, будет набухать, а если низкая — то из высохшей мастики драгоценные камни также могут выпадать.

Можете рассказать про работу с каким-то интересным объектом, в процессе которой вы столкнулись с чем-то неожиданным?

Конечно, таких моментов было очень много. Практически каждый экспонат выдавал очень ценную информацию, но ее было бы невозможно получить без использования современных аналитических методов.

Мы работали с очень интересным предметом — золотым ароматником. Это кувшин, украшенный большим количеством изумрудов. При проведении исследования мы заглянули внутрь этого сосуда, провели анализ и оказалось, что внутренняя колба этого сосуда сделана из сплава цинка, олова и свинца. Для нас это было полной неожиданностью, потому что обычно основные колбы ароматников и кувшинов изготовлены из серебра, на которое клалась мастика, а после уже вбивалась золотая фольга. А тут — цинковый сплав! Для нас, конечно, это было абсолютное открытие, очень важное и ценное.

Было много и других интересных вещей. Например, обнаружилось, что во внутренних колбах некоторых сосудов донце крепилось на резьбе. Было не совсем понятно, как это было сделано, пока мы не провели исследование при помощи видеоэндоскопии и оптических микроскопов ZEISS.

Также были неожиданные моменты, когда мы изучали ножные браслеты, покрытые полихромной эмалью, рубинами, изумрудами и алмазами. Мы думали, что в верхней части, обильно украшенной рубинами, есть какая-то металлическая основа — золотая или серебряная. А оказалось, что мастера заполнили внутреннюю половинку браслета мастикой, и уже в нее вставили камни. Получается, там нет ничего, кроме мастики. Хотя визуально — потрясающий золотой браслет с драгоценными камнями. Изначально было совершенно непонятно, как они могли в процессе изготовления подобных предметов избежать пайки. Сейчас, проведя все исследования, мы уже знаем, как это было изготовлено.

Благодаря всем проведенным исследованиям, наша коллекция теперь не только эталонная, но и, вероятно, наиболее изученная из всех коллекций мира. И теперь мы обладаем материалом, который позволит написать полноценную научную монографию, которой на данный момент пока что еще нет.
Государственный Эрмитаж и ZEISS связывают давние отношения. В 2016 году было подписано Соглашение о сотрудничестве в области исследовательской деятельности и применении новых технологий в реставрационном процессе.

В 2019 году был открыт научный и консультационный референтный центр ZEISS labs@location. Это международный проект компании, объединяющий исследовательские лаборатории разного профиля, вовлеченные в совместную деятельность и открытые для взаимного сотрудничества.

Важным этапом сотрудничества стало совместное проведение в 2017 и 2019 гг. в Государственном Эрмитаже международного семинара Art of Restoration, собравшего ведущих мировых экспертов в области реставрации и исследований из разных стран.

В рамках сотрудничества за последние годы выполнено более 1000 анализов и исследований на оборудовании ZEISS. На сегодняшний день в лабораториях Отдела научной реставрации и консервации используется шестнадцать оптических и электронных микроскопов ZEISS. С использованием оборудования ZEISS проводятся мастер-классы по современным методам исследований в области реставрации для студентов университетов и сотрудников различных российских и зарубежных музеев.

Смотрите также

x