Используя этот сайт, вы даете согласие на обработку cookies и ваших персональных данных.
Я согласен
Бесплатный звонок: 8 800 2000 567
en
Бесплатный звонок: 8 800 2000 567

«Любые навыки в стоматологии максимально эффективны только при наличии системного врачебного мышления»: интервью с профессором И.Ю. Лебеденко (РУДН)

В мае 2021 года на кафедре ортопедической стоматологии Медицинского института РУДН в рамках обучающего симуляционного курса состоялось занятие для клинических ординаторов по препарированию искусственных зубов на фантомах с применением операционных микроскопов ZEISS OPMI pico techno. Мы поговорили с профессором Игорем Юльевичем Лебеденко, д.м.н., заведующим кафедрой ортопедической стоматологии РУДН, о важности фундаментального образования в стоматологии, о сложностях, которые приходится решать, и о роли современных технологий в этом образовательном процессе.

lebedenko_rudn.jpg

Как, на ваш взгляд, должен быть выстроен образовательный процесс в стоматологии?

Образовательный процесс в стоматологии должен быть построен на принципах от общего к частному, с обязательными базовыми знаниями, которые потом можно применить на практике. Я пришел на кафедру ортопедической стоматологии РУДН четыре года назад, потому что мне хотелось учить студентов и готовить хороших врачей.

Сейчас проходит большое количество информационно-обучающих семинаров и мастер-классов, посвященных, в основном, освоению конкретной методики или особенностям применения тех или иных материалов. За последние 15-20 лет резко увеличился интерес к цифровым технологиям, поэтому сегодня много образовательных курсов связаны с применением цифровой технологии на всех этапах лечебно-диагностического процесса. Это и диагностика, и комплексное планирование, и лечение с применением тех или иных методов. На мой взгляд, так и должно быть, но без базового фундаментального образования ничего не получится.

Сегодня студент учится препарировать зуб, а завтра — делать челюстной протез. И любые навыки — получение оттисков или сканов, препарирование зубов под микроскопом, использование методов 3D-печати и многое другое — максимально эффективны при наличии системного врачебного мышления.

Что должно дать вузовское образование будущему врачу?

Это сложный вопрос, но я уверен, что вузовское образование формирует то самое врачебное мышление. Есть классическая схема: чтобы стать хорошим врачом, нужно всего три фактора. Во-первых, это родители: необходим особый генотип. Быть врачом — это призвание. Как и педагоги, они не выбирают профессию, но выбирают служение.

Второй обязательный фактор — должно повести с Учителем. Важно, чтобы был педагог, на которого ты хочешь быть похожим и который сможет привить качества настоящего врача. Должен быть Учитель, который научит именно думать о пациенте, а не просто, как робот, выполнять клинический протокол. Сейчас это большая редкость.

А в-третьих, конечно, нужно доброе сердце — без него невозможно искренне помогать людям. Поэтому студенту, у которого сошлись все три фактора, вузовское образование дает фундаментальную базу. Здесь в ординатуре на нашей кафедре РУДН мы собираем людей, которые умеют и хотят учиться лечить пациентов.

Многие заболевания проявляются в полости рта, поэтому стоматолог первым может поставить диагноз инфекционного заболевания, распознать симптомы общесоматических и даже онкологических заболеваний. Например, если у человека болит кишечник, он может стесняться обратиться к доктору, но это все равно проявляется в полости рта. Если у стоматолога было бы достаточно времени на полноценный осмотр во время приема, он мог бы обратить внимание на многие симптомы — налёт, запах изо рта, цвет слизистой и состояние языка, задать этому человеку уточняющие вопросы и направить его к необходимому специалисту или даже поставить диагноз самостоятельно.

Поэтому врач-стоматолог должен обладать серьезными базовыми знаниями, но этого не очень просто достичь. Должна быть тесная взаимосвязь и преемственность одной дисциплины от другой. Для этого мы разрабатываем учебные программы, которые дополняют друг друга.

02.jpg


В чем отличие вузовского образование от различных образовательных программ и мастер-классов для стоматологов?

Специальность стоматолога очень материалоемкая. Для качественного обучения каждому студенту необходимо большое количество расходных материалов — моделей зубов, фантомов, наконечников и многого другого. С их помощью они отрабатывают мануальные навыки, которые невозможно развить никаким иным путем. Именно поэтому сегодня существует много востребованных курсов, прекрасно оснащенных фантомами, микроскопами и многим другим, на которых молодые специалисты за короткий срок получают представление, что это такое и как с этим работать.

Также сегодня есть различные курсы и онлайн-программы, которые разрабатывают крупнейшие производители стоматологического оборудования. Они понимают, что важно не просто создать какой-то продукт или материал, но и необходимо научить его правильно использовать. Только в этом случае можно оценить все те преимущества, которые в него заложены. Для этого в том числе необходимо знание английского языка, чтобы соответствовать уровню зарубежных специалистов.

Но если на подобные обучающие программы приходят стоматологи, которые не имеют базового образования, широкого кругозора и знаний в медицине — это будет совершенно другой результат. Мы стремимся выпускать врачей, сочетающих широкий кругозор, развитые мануальные навыки и знание современных технологий в стоматологии.

Расскажите, пожалуйста, про образовательную программу в РУДН. Отличается ли она от других вузовских программ по стоматологии?

Есть Федеральный государственный образовательный стандарт, 80% которого обязателен для всех, и есть вариативная часть. Сегодня одно из самых актуальных направлений — цифровая стоматология. Современным студентам важно получить навык работы не только с такими нативными аналогами зубов, но и с виртуальными. Если сейчас это упустить, то очень многие не смогут перестроиться. Поэтому мы внедряем цифровые методы в образовательный процесс.

Также я уверен, что студент во время обучения должен приобрести опыт работы с самыми разными материалами, приборами, инструментами и технологиями. Для этого я стараюсь оснащать наши стоматологические кабинеты оборудованием разных производителей.

В РУДН успешно реализован довольно уникальный проект. У нас есть небольшая учебная стоматологическая клиника, где на постоянной основе обучается 36 врачей-ординаторов и студенты. Пациенты этой клиники дают согласие, что с ними будут работать начинающие специалисты, но при этом они получают стоматологические услуги бесплатно. Конечно же, весь процесс контролируется и фиксируется на фото, поскольку мы заинтересованы в высоком качестве. К примеру, студенты там бесплатно устанавливают имплантаты пожилым людям, которым нужно делать полный съемный протез на нижней челюсти.

01.jpg


Расскажите, пожалуйста, подробнее про текущий курс. Что именно ординаторы отрабатывают сегодня?

Сейчас очень востребовано изготовление щадящих зубных протезов, которые одновременно очень эстетичны и функциональны. Для того чтобы косметические протезы держались, нужно очень точно подготовить зуб. Это тонкое препарирование зуба с так называемыми флешами, переходами с одной поверхности на другую, необходимо делать с увеличением. Работа под микроскопом дает возможность детально увидеть, что там происходит. У каждого студента будет модель с двумя новыми зубами, которые надо препарировать, а также тот зуб, который они уже препарировали ранее без увеличения и даже получили хорошую оценку.

Занятие с использованием микроскопа — праздник для меня как педагога и врача, потому что начинающие стоматологи могут выполнить ту же работу, которую они выполняли на предыдущих занятиях без микроскопа, своими глазами увидеть разницу и сравнить результаты.

Для каждого метода лечения есть свои показания и ограничения, поэтому ординаторам необходимо познакомиться с определенными особенностями работы с микроскопом. Опыт учебных заведений мира показывает, что они должны уметь работать как с увеличительными средствами, так и без них. Важно иметь определенный кругозор и видеть, что происходит с пациентом, наблюдать за его глазами и общим поведением в процессе приема, а не только следить за зубом, который сейчас препарируется.

Поэтому я уверен, что занятия с использованием увеличительных средств — очень важная часть образовательного процесса. Во-первых, студенты более щадяще начинают относиться к тканям, которые они шлифуют. Во-вторых, они более правильно выбирают инструмент, которым работают. А в определенных случаях — например, при формировании уступа или скосов для вкладок — без использования увеличительных средств однозначно не обойтись.

И немного философский вопрос. Если говорить о стоматологии будущего, о чем вы мечтаете?

На мой взгляд, будущее стоматологии — как бы банально это ни звучало — в профилактике. Очень важно с самого детства прививать здоровые привычки. Например, кариес у ребенка — это очень плохо. Он протекает сложнее, чем у взрослого, потому что сегодня у малыша кариес, а завтра — уже пульпит. Поэтому я мечтаю, наверное, об идеальном мире: что когда-то не будет кариеса, не будет осложнений, зубы не будут удалять, не нужны будут протезы — и всё будет замечательно.

Смотрите также

x