Техническая экспертиза ценности художественных произведений — неотъемлемый этап работы с любым произведением искусства. Она помогает определить подлинность и временной период создания картины, подтвердить или опровергнуть заявленное авторство и даже рассказать о ее «судьбе» и условиях хранения.
Сегодня использование микроскопа является обязательным этапом проведения технической экспертизы. Об особенностях процесса экспертизы художественных произведений мы поговорили с коммерческим директором галереи «Мастера», дипломированным реставратором и специалистом по русской живописи Максимом Бедовым.
— Расскажите, пожалуйста, про вашу галерею. С какими объектами вы работаете?
— Наша галерея существует с 2002 года. Мы работаем с произведениями живописи, в основном это живопись русских мастеров. В работе используем микроскопию для детального изучения красочного и лакового слоя, грунта. Здесь мы изучаем старение компонентов живописи, определяем принадлежность слоев к различным временным периодам, соотношение этих слоев. Основная задача — это определение подлинности картины с помощью технической экспертизы. Вообще определение подлинности — это многоэтапный процесс, который включает и исследование происхождения произведения живописи, и искусствоведческую часть, и в значительной степени техническую часть.
— Какую роль в определении подлинности играет именно техническая экспертиза?
— Это обязательная составляющая, которая помогает получить объективные данные. Но, конечно, сама по себе техническая экспертиза не гарантирует на 100% подлинность предмета исследования. Каждый предмет требует индивидуального подхода и оценки всех параметров. Например, вещь может быть датирована концом XIX века, иметь прекрасное происхождение, публикации, быть подтвержденной всеми авторитетными искусствоведами. Вдруг техническая экспертиза выявляет, что у неё не подлинная подпись. Возможно, эту работу 30 или 70 лет назад
Или может выясниться, что подпись была нанесена не одновременно с живописью, но при этом и живопись, и подпись авторские. К примеру, художник не подписал произведение при создании, но сделал это позднее, например, когда решил подарить или продать картину. Между этими действиями вполне может пройти до полувека. Если происходит вмешательство в живопись, то под микроскопом видно, что это именно вмешательство, и можно с большой долей вероятности определить, как и когда оно могло появиться.
Еще пример: автор отставляет свою вещь незавершённой, но спустя например 10 лет возвращается и завершает её. Это оставляет на работе свой след, и увидеть, понять и правильно интерпретировать его помогает микроскопия.
Много других деталей также можно определить при помощи микроскопа. Например, где хранился объект — в музейном помещении или нет, как с ним обращались, была ли обеспечена в помещении оптимальная влажность, температура или нет. Даже если условия хранения были идеальными, можно увидеть влияние различных процессов на состояние предмета.
— А можете немного рассказать про этот микроскоп и его конфигурацию, почему был выбран именно он?
— Пожелания к конфигурации микроскопа сформировались благодаря большому опыту работы с различными системами на протяжении многих лет. В результате наш выбор пал на
Один из ключевых параметров — это максимально широкий диапазон непрерывного увеличения. Это важно потому, что исследуется довольно много объектов даже в рамках одной картины. Мы начинаем с небольшого


— Расскажите, пожалуйста, про картину, с которой вы сейчас работаете?
Это Абрам Архипов, картина датирована последним десятилетием XIX века. Вещь, несомненно, авторская, подлинная. Некоторые принципиально важные моменты, по которым мы определяем подлинность работы, на ней можно хорошо увидеть. Картина подписана автором по просохшему красочному слою. Пигмент подписи лежит непосредственно на красочном слое. После этого, по прошествии многих лет, картина была покрыта лаком, лак пожелтел, вобрал в себя частицы грязи, пыли, произошли процессы, в результате которых поверхность лака
- Можете ли вы рассказать о
Вариантов «неподлинности» бывает огромное количество. Самый простой и понятный случай, когда берут старую картину одного автора и подписывают её другим именем. Если это было сделано год или десять лет назад — это видно прекрасно. Но если это было сделано 70 или 100 лет назад, то видно уже гораздо хуже. Также влияет фактор «мастерства» фальсификаторов. Подпись может быть залита лаком, сам лак может быть состарен ультрафиолетом, а кракелюр может быть имитирован или нанесён тем или иным способом. Скрупулезное исследование позволяет так или иначе это инородное включение в тело картины определить.


— А какой минимальный промежуток времени между созданием картины и сторонним вмешательством в нее можно обнаружить?
Процесс старения начинается здесь и сейчас, и происходит постоянно. Как только картина написана, она уже начинает стареть, происходят определенные изменения. В моей практике был случай, когда картина была написана к выставке 1920 года, но не была своевременно подписана. После этого автор подписал ее в 1927 году, когда подарил её своему близкому другу, это прослеживается по письмам. Таким образом, промежуток составил 7 лет, но уже было заметно, что подпись сделана не одновременно с картиной, но всё же довольно давно.
— Какие у вас планы по дальнейшему развитию технологий в лаборатории?
Микроскоп, который сейчас у нас есть, полностью отвечает требованиям и задачам лаборатории. Было бы интересно провести эксперименты с осветителем и с люминесценцией в ультрафиолетовом или инфракрасном диапазоне под микроскопом. Ультрафиолетовый диапазон позволяет понять, были ли
Вообще работа с микроскопом — это эпизодический, но очень важный элемент деятельности. Каждая картина — это некий уникальный случай. Всю её историю можно сравнить с жизнью человека, который