Использование цифровых сканнеров 3DHistech Pannoramic в работе с FISH-препаратами имеет ряд преимуществ по сравнению с их исследованием под флуоресцентным микроскопом. Использование сканера Pannoramic позволяет получать объективные результаты, которые можно перепроверить и подтвердить в любое время. Опытом применения цифрового сканирующего микроскопа 3DHistech Pannoramic в работе с FISH-препаратами делится Кудайбергенова Асель Галимовна, к.м.н., врач-патологоанатом, член Российского общества онкомаммологов.
«Для меня очень важны качество и техническая сторона проведения исследования: я хочу быть на 100% уверена в правильности своего заключения.»
Кудайбергенова Асель Галимовна, к.м.н., врач-патологоанатом.
Ключевые преимущества цифровых сканнеров 3DHistech Pannoramic
Получение цифровой копии FISH-препарата и создание архива исследований
Флуоресцентные красители нестойкие, поэтому, исследуя препарат под микроскопом, врач сразу выдает финальное заключение без возможности пересмотра. И пациент, и врач лишены возможности обратиться за консультацией к кому-то еще и получить стороннее мнение. Имея отсканированное изображение препарата, я могу его пересмотреть или отправить на перепроверку, что повышает качество заключений.
Первый этап сканирования - захват и настройку изображений - сканер берет на себя
Для того, чтобы провести исследование, например гена EWSR1, ALK-1 или других генов, необходимо сфотографировать 100 ядер опухолевых клеток, настроив параметры цифрового захвата, затем откалибровать изображение каждой клетки и только потом приступать к исследованию. Цифровой сканер делает это быстро и на порядок качественнее, чем это может быть сделано врачом вручную. Получается, я не трачу время на поиск и захват диагностических клеток, а сразу приступаю к анализу. При работе с флуоресцентным микроскопом получаемые результаты, если не используются специальные программы захвата и анализа изображений, достаточно субъективны и могут привести к возникновению ошибки.
Удобный процесс работы с отсканированными FISH-препаратами
Когда мы смотрим FISH под флуоресцентным микроскопом, то не можем выделить необходимый нам сигнал и подкорректировать его - например, убрать фоновый шум. В это время освещается не только поле зрения под объективом, а весь препарат, поэтому выжигаются сигналы по всему препарату. В итоге, чем дольше врач исследует препарат, тем сильнее он обесцвечивает сигналы. Когда сканируем препарат — схема получения изображения совершенно иная. Работаем мы уже с цифровой копией и никак не воздействуем на сам препарат. Это очень удобно. При этом, в процессе работы я могу делать какие-то заметки и комментарии. В результате я всегда уверена, какие клетки препарата посмотрела, а какие нет.
Наглядный процесс обучения
При обучении оценке FISH-препарата необходимо контролировать каждый этап образовательного процесса и качество работы ученика. Как это делаю я? В начале обучения все препараты смотрю вместе с учеником. Затем пересматриваю каждую клетку вслед за учеником и проверяю верность его заключения, фиксирую расхождения. На третьем этапе мы с учеником смотрим разные участки одного препарата и сравниваем полученные результаты: в идеале мы должны получать примерно одинаковые цифры даже по количеству копий сигналов! Только в такой ситуации, контролируя процесс обучения шаг за шагом, я могу быть уверенной в результате и тех заключениях, которые врач, прошедший обучение, будет впоследствии делать самостоятельно.