Мы используем файлы cookie для правильного функционирования сайта. Работая с нашим сайтом, вы даете свое согласие на использование нами cookie-файлов
Я согласен
Бесплатный звонок: 8 800 2000 567
en
Бесплатный звонок: 8 800 2000 567

ZEISS Stemi: реставрация и консервация произведений искусства в Государственном музее Амстердама

В повседневной работе специалистов-реставраторов микроскопия играет важную роль, а высокое качество и надежность приборов особенно важны там, где хранятся и демонстрируются сокровища мировой культуры.

Сегодня невозможно представить реставрацию и консервацию произведений искусства без тщательного визуального контроля. И микроскопия — обязательная часть исследовательского процесса. Поэтому в Государственном музее Амстердама задействованы все типы микроскопов: от прямых и стереоскопических до электронных.

В отличие от стандартных методов микроскопического анализа, где частицы объекта могут с легкостью быть помещены в микроскоп, сложность произведений искусства, как объекта для микроскопии, состоит в том, что ни в коем случае нельзя повредить или трансформировать их структуру и свойства. Зачастую, сами размеры и форма объекта становятся значительным препятствием для проведения стандартного микроскопического анализа. Эти особенности заставляют специалистов-реставраторов адаптировать имеющиеся микроскопы к нуждам конкретного класса объектов. В поиске новых решений модифицируются конструкции штатива, подбираются оптимальные условия и источники освещения.
01

Государственный музей Амстердама

Уникальная коллекция Государственного музея Амстердама (Рейксмюсеум) насчитывает свыше 1 миллиона экспонатов, рассказывающей о 800-летней истории Нидерландов, начиная с 1200 года до наших дней. Зал Славы — специально спроектированный зал в форме длинного коридора, который вмещает коллекцию полотен великих мастеров XVII века, центром которой является шедевр Рембрандта — картина «Ночной дозор».

Геммологические исследования

Музей хранит богатую коллекцию предметов ювелирного искусства, которую нужно изучать и каталогизировать.

10-ти кратная лупа — основной инструмент специалиста-геммолога. Для более точного определения материала или изучения его особенностей используются стереомикроскопы, позволяющие наблюдать изображение с большим чем у лупы увеличением, снижая нагрузку на зрение.
02
В Государственном музее Амстердама стереомикроскоп ZEISS Stemi с камерой ZEISS Axiocam color модифицирован для проведения геммологических исследований: он установлен на специализированный геммологический штатив, а полученные изображения сохраняются на ноутбук.
Такая система позволяет использовать дополнительный источник света и обеспечивает хорошую глубину резкого видения и широкое поле зрения. А значит, может с успехом применяться при исследовании как крошечных граненых камней в ювелирных изделиях, так и резных статуэток (фигурок) из драгоценных камней.
03
Данные исследования становятся возможными благодаря специальному держателю.
 
Встроенный в основание микроскопа осветитель проходящего света дает возможность исследовать образец в светлом и в темном поле. Свет, проходящий сквозь камень, позволяет специалисту изучать сам минерал, его включения, а также реакцию на изменение параметров освещения. Например, исследование бриллиантов требует цветовой температуры 5500 К. Для изучения флуоресцентных свойств минералов необходимо ультрафиолетовое излучение с длиной волны 365 нм. Использование отраженного света покажет многие поверхностные особенности драгоценных камней.

Реставрация и исследование живописи

Обширная коллекция работ Рембрандта, хранящаяся в музее Амстердама, объясняет многообразие задач, стоящих перед специалистами. Детальное изучение особенностей техники живописцев, а также контроль общего состояния полотен, требует различных модификаций стандартного стереомикроскопа. Благодаря стереомикроскопу, возможно получить изображения с увеличенной глубиной резкости: на картине Ян де Брая «Юдиф и Олоферн» (дерево, масло, фото в процессе реставрации) удален слой лака и записей, прямоугольники обозначают места микрографий. Микроскоп ZEISS Stemi используется для изучения техники письма художника: для украшения пояса автор применял технику алла прима. Также с его помощью изучены побеления красочных слоев: белый объект в верхней части изображения — это образование свинцового мыла, еще один вид побеления.

03.jpg
05
ZEISS Stemi 508 установлен на передвижной напольный штатив, что позволяет менять высоту и угол наблюдения. Микроскоп дополнительно оснащен внешним регулируемым наклонным освещением. Камера ZEISS Axiocam имеет минимальные размеры и высокое качество получаемых изображений. Для того, чтобы сделать снимок, не вызывая вибраций и без отрыва от окуляров, достаточно нажать ногой на педаль и изображение будет передано в программное обеспечение ZEISS ZEN.
06
Рабочее расстояние микроскопа позволяет специалисту проводить манипуляции с объектом и дает возможность работать в защитных очках и маске. На фотографии специалист показывает особенности работы, проводя манипуляции перед микроскопом.

Получение высококачественных снимков требует тщательного выбора параметров микроскопа и фотокамеры, а также их взаимной настройки с учетом особенностей каждого. Без точной установки баланса белого света невозможно получить хорошее изображение.

Анализ пигментов

В дополнение к общему исследованию состояния полотна под стереомикроскопом, с него берутся образцы пигментов для изучения структуры красочного слоя. После заливки в смолу и полировки эти образцы исследуют и идентифицируют пигменты, используемые в каждом слое.

Сопоставление работ художников невозможно без высокоточной цветопередачи, получаемой на фотоснимках работ. Только полное соответствие оригиналу позволяет использовать эти снимки в международной коммуникации музеев, научных и образовательных учреждений. В идеале, они не должны зависеть от параметров конкретного микроскопа, камеры или постобработки, передавая все особенности оригинала. Поэтому в Государственном музее Амстердама разработана специализированное программное обеспечение для калибровки фотокамер и цветокоррекции снимков.

Ежедневный труд реставратора включает постоянную адаптацию своих инструментов к текущему предмету интереса. В микроскопии это означает, что каждый этап получения изображения — это постоянный процесс оптимизации и поиска новых решений.

Микроскопия — это отправная точка в исследовании произведений искусства. Точную визуальную информацию дополняют данные, полученные при помощи других аналитических методик, что дает верные выводы об объекте исследования, процессе его создания или авторстве. Современная наука реставрации применяет последние достижения техники, стимулируя появление новых решений.

x